Богослужение в праздник Преображения Господня

19 августа 2024 года, в праздник двунадесятого праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Преосвященнейший Петр, епископ Кудымкарский и Верещагинский совершил Божественную литургию в храме Преображения Господня п. Гайны.

Его Преосвященству сослужили ключарь Никольского кафедрального собора г. Кудымкар иерей Димитрий Говоров, благочинный Стефановского церковного округа, настоятель храма Преображения Господня п. Гайны иерей Евгений Тарасов.

В основе праздника — Евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели, что Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете – одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм – восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, – яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения — так называемый яблочный пост.

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день на трапезе разрешается рыба.